ЗЕчистка медиа: зачем Зеленский закрыл телеканалы 112, NewsOne и ZIK

«Вести» разбираются в том, зачем Зеленский пошел войной против телеканалов

Следом за обнародованием решения СНБО и Указа президента о наложении санкций против народного депутата Тараса Козака и трех информационных телеканалов, бенефициаром которых он является, все три «кнопки» — «112 Украина», NewsONE и ZIK — были отключены. Судя по скорости, с которой решение было приведено в действие, оно было далеко не спонтанным. «Вести» разбираются в том, зачем Владимир Зеленский пошел войной против оппозиционных телеканалов, чем она может закончиться, а также насколько в принципе законно подобное решение.

ЧТО РЕШИЛ СОВБЕЗ

Тезисно, СНБО постановил, что в отношении нардепа от ОПЗЖ Тараса Козака, который является бенефициаром (владельцем) телеканалов 112, NewsONE и ZIK, вводятся санкции на 5 лет. Они предусматривают:

  • блокировку активов, предотвращение вывода капиталов (и самого депутата, и телеканалов) за пределы Украины;
  • приостановление исполнения экономических и финансовых обязательств (т.е., уже с утра журналистам, режиссерам, продюсерам и т.п. перестанут начислять зарплату, сами каналы — не смогут оплачивать аренду помещений и т.п.);
  • аннулирование или приостановление лицензий (телеканалы отключили уже в ночь на среду);
  • запрет использовать радиочастотный ресурс Украины.

Санкции вступили в силу с момента опубликования президентского Указа. Обычный порядок действий предполагает подготовку решения СНБО, издание Указа вскоре после этого и донесение его до тех органов, которых это касается. «Решение имеет практику имплементации — такой инструмент работает с 2016 года», — поясняет «Вестям» медиаэксперт Дмитрий Раимов. С мая 2016-го, действительно, действовали санкции против 17 руководителей СМИ с российской «пропиской» — речь о «Московском комсомольце», ИА «Regnum», «Российской газете», «Русском репортере», ТАСС и др. «Санкции введены против ряда «ООО». Что на них числится, какими лицензиями они обладают и как они связаны с ТВ-каналами Тараса Козака — пока неясно. Нужно подождать как минимум до утра, — сказал «Вестям» политический эксперт Денис Гаевский. — Но не думаю, что данные каналы прекратят полностью вещание, возможно частично будут ограничены из трансляции в регионах».

Однако телеканалы были отключены от вещания молниеносно (ZIK и 112-Украина были уже отключены к моменту написания статьи), и очевидно, что подготовка велась заранее. Более того, не все были согласны с решением: по словам политолога Владимира Фесенко, глава Верховной Рады Дмитрий Разумков не стал подписывать решение СНБО. «Пытается и здесь пропетлять. Я сторонник центристской позиции. Но здесь надо определяться. В пророссийском лагере он не станет своим, тем более никаких шансов на лидерскую позицию», — написал Фесенко в соцсетях. Еще один депутат от СН, Евгений Шевченко, в своем Телеграм-канале пишет: «Это плохо, очень плохо… а как же судебная ветвь власти? Может, тройки НКВД введем и заодно инквизицию»..

ЗАКОННО ЛИ РЕШЕНИЕ?

О сомнительности процедуры наложения санкций на гражданина Украины, более того, народного депутата ее же парламента говорят юристы. «В судебной практике есть подобные дела. Именно в связи с тем, что подсанкционное лицо является гражданином Украины, подобные санкции — выход президентом за пределы полномочий. Это же станет основанием для отмены таких решений СНБО, — говорит «Вестям» старший партнер юридической компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец. — Правда, суды не торопятся рассматривать такие дела — но решение в итоге будет признано ничтожным, разве что, станет очередным основанием для объявления президенту импичмента».

Впрочем, прецеденты лишения украинских граждан их гражданства уже были. И если в случае с Михаилом Саакашвили под такой шаг подвели хоть какую-то базу (он, якобы, ошибся, заполняя документы для получения паспорта с «тризубцем»), то в случае с Андреем Артеменко — тоже, между прочим, народным депутатом — решение было явно незаконным, о чем свидетельствует решение Европейского суда по правам человека. «Указом теперь можно выписывать и санкции на арест, раз такая свадьба, — отмечает известный юрист Андрей Портнов в своем Телеграм-канале. — Закрытие трех телеканалов без решения суда Указом Президента — это диктатура. Указ противоречит международным стандартам, Конституции и украинским законам. Проигрышная партия. Впереди большой кризис».

Вместе с тем, Телеграм-канал «УП. Off the record» пишет, что опрошенные им члены СНБО «уверяют, что Закон разрешает вводить санкции против граждан Украины». Однако в Законе Украины «О санкциях» написано, что они могут: «применяться со стороны Украины к иностранному государству, иностранному юридическому лицу, юридическому лицу, что находится под контролем иностранного юридического лица или физического лица-нерезидента, иностранцев, лиц без гражданства, а также субъектов, что осуществляют террористическую деятельность». Граждан Украины в списке нет, что оставляет вопрос о законности Указа и решения СНБО.

ЗАЧЕМ ВВЕЛИ САНКЦИИ?

Причин несколько. Первая — желание «партии власти» контролировать медиа-повестку в стране. Именно с этой целью ряд депутатов от «Слуги народа» зарегистрировали и пытались продвинуть через Комитет проект закона «О медиа», вызвавший протест даже со стороны «про-западных» и грантовых СМИ. В частности, проект существенно расширял полномочия Нацкомиссии по вопросам ТВ и радиовещания, разрешая блокировать медиаресурсы, в т.ч. сайты. Нынешнее решение — прямое и логичное продолжение подобных инициатив. «Возможно, это желание склонить владельцев к изменению редакционной политики, плюс реверанс в сторону администрации Байдена», — предполагает в комментарии «Вестям» Денис Гаевский.

Сами телеканалы опубликовали оперативное заявление, из которой следует, что они считают происходящее «расправой над неугодными СМИ». «Мы считаем, что власть, у которой нет ни малейшего повода говорить об успехах, оставляет в эфире только удобные каналы, которые будут врать народу Украины о «невиданных ранее успехах», — говорится в тексте заявления. В сущности, ситуация с попытками закрыть некоторые телеканалы из медиагруппы «Новости» (в нее объединены все три канала) не нова.

Вторая причина — необходимость наращивать рейтинг. Во-первых, создавая президенту имидж «борца с пророссийской пропагандой», и даже «крепкой руки» (а Владимира Зеленского, напомним, избирали все жители Украины — в том числе зрители «112-Украина» и избиратели ОПЗЖ). Во-вторых, формируя положительную повестку в тех СМИ, которые согласятся продолжать «политику партии». «Настоящая причина — зачистка информационного поля, которое снижает рейтинг партии. Ведь идет подготовка к выборам», — напоминает «Вестям» медиаэксперт Дмитрий Раимов, намекая на вероятные досрочные выборы в парламент.

Третья вероятная причина — желание «партии власти» установить контакт с Вашингтоном. «Можно предположить по времени обнародования решения СНБО, что оно было согласовано с той стороной, с которой есть большая разница по времени», — говорит «Вестям» Ростислав Кравец. А экс-нардеп, член набсовета Укрзализныци сообщил в своем Телеграм-канале: «На принятие решение повлияло установление контакта с новой администрацией Джо Байдена после звонка госсекретаря Тони Блинкена министру иностранных дел Дмитрию Кулебе».

Собственно, тот же Лещенко дает почву и для следующего предположения.

«Заседание СНБО было созвано на 19 часов вторника, с целью принять молниеносное решение в момент максимального ослабления Путина внутренними конфликтами и возможного обострения внутренней ситуации в России в связи с осуждением Навального. В момент консолидации всего цивилизованного мира против режима Путина ему будет труднее предпринять возможные ответные действия в отношении Украины», — уточняет Лещенко в своем Телеграм. Тем самым, можно предположить, что Владимир Зеленский атакой на телеканалы открывает «сезон торгов» с президентом РФ.

В тему: Власть на троих. Как Ахметов, Коломойский и Пинчук будут делить Зеленского

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, Facebook, CONT, VK и ЯндексДзен — Только досье, биографии и компромат на украинских чиновников, бизнесменов, политиков из рубрики СКЛЕП!

ЗЕчистка медиа: зачем Зеленский закрыл телеканалы 112, NewsOne и ZIK обновлено: 3 февраля, 2021 автором: Redactor

Также будет интересно почитать:

Новости партнеров:

Добавить комментарий