Рупор Банковой. В Украине может появиться госмедиахолдинг

Рупор Банковой. В Украине может появиться госмедиахолдинг

Рупор Банковой. В Украине может появиться госмедиахолдинг

В Офисе президента всерьез задумались над созданием государственного медиахолдинга.
Президент Владимир Зеленский и его окружение постепенно готовятся к предвыборной кампании — это стало ясно и по тезисам главы государства, и по действиям близких к нему чиновников. Сейчас, по словам источников на Банковой, власти серьезно взялись за создание «президентского рупора» к новым выборам. По сути, у Зеленского хотят создать государственный холдинг лояльных телеканалов, которые будут пытаться сразиться с олигархами за те 50% украинцев, которые до сих пор черпают информацию с голубых экранов, пишут Вести.

По словам журналистов, в этот холдинг могут войти обновленный телеканал «Рада», нашумевший канал для Донбасса и Крыма «Дом», а неофициально повестку будет поддерживать «24 канал» — телеканал львовского мэра Андрея Садового.

Телеканалы против Зеленского

Команда президента Владимира Зеленского отчетливо понимает — без поддержки в медиа и с той критикой, которой сейчас заполнены все эфиры телеканалов, принадлежащих украинским олигархам, победить на выборах будет очень тяжело. Все крупные и известные телеканалы вместе охватывают 30–40% аудитории Украины. При этом семь самых популярных украинских телеканалов принадлежат пяти олигархам. Как минимум с тремя из них Зеленский побил горшки.

История независимой Украины гласит: если у президента нет своего канала, заполучить большой процент голосов электората будет затруднительно. К примеру, Петр Порошенко в начале своей каденции купил «Тонис», который с 2017 года стал «Прямым» (он усиленно пытался приобрести также акции «1+1» и «112 Украина», однако это не увенчалось успехом).

По слухам, даже бывший президент Виктор Янукович пытался приобрести «Интер» у тогдашнего вице-премьера Валерия Хорошковского. Но канал вместе с медиахолдингом Inter media group limited отошел Дмитрию Фирташу и главе АП Сергею Левочкину. У второго президента Леонида Кучмы тоже было влияние на информационную повестку через телеканалы зятя Виктора Пинчука.

Если раньше до выборов в 2019-м и еще немного времени после Зеленского кое-как поддерживали почти на всех каналах, за исключением холдингов Петра Порошенко и Виктора Медведчука, то уже сейчас нынешнюю власть сильно критикуют намного чаще. Поэтому, оценив уровень влияния СМИ, Банковая сначала добилась закрытия телеканалов Медведчука, а потом усиленно занималась агитацией за закон об олигархах, согласно которому влияние на медиа является одним из критериев для попадания в реестр.

«Закон об олигархах — это с самого начала была попытка контролировать медиа. Точнее, вначале „запустили“ законопроект о медиа авторства Потураева — на него получили негативную реакцию от самих журналистов и европейских организаций. Поэтому решили подойти к вопросу более глобально. Именно так родился закон об олигархах, где пункт о владении медиа — ключевой», — рассказывает «Вестям» один из бывших членов команды Зеленского.

Напряжение между олигархами и Банковой в вопросе медиа было и остается сильным. Дошло до того, что «слугам народа» запретили ходить на телеканалы Рината Ахметова, на которых активно продавливают повестку против президента.

У президента остались лояльные медийные площадки, вроде «1+1», СТБ и ICTV из медиагруппы StarLightMedia. Однако освещение этими каналами действий власти эксперты расценивают как более нейтральное. К тому же в любой момент олигархи, контролирующие эти телеканалы, могут поссориться с президентом и кардинально поменять повестку.

Что остается президенту? Своего полностью подконтрольного олигарха с телеканалами у него нет, как и желания и возможности искать компромиссы или ситуативные союзы с крупными предпринимателями, которые во всю играют против него. Поэтому власти остается создавать свой собственный ресурс (или ресурсы), который теоретически мог бы влиять на электорат.

Зе-холдинг

Сейчас есть два варианта действий Банковой на медиапоприще. Первый — увеличение и укрупнение сетки мелких каналов, в том числе и региональных, которые будут ситуативно представлять повестку Зеленского.

Как рассказывала медиаэксперт Галина Петренко, осенью волынская телекомпания «Аверс», которую связывают с ситуативным союзником «слуг народа» Игорем Палицей, выиграла 15 из 43 цифровых лицензий среди местных вещателей. Эксперт указывала, что такое количество лицензий еще не делает Палицу общенациональным вещателем, но «приближает его к этому статусу». В то же время другие местные вещатели из разных областей, претендовавшие на дополнительные частоты, не получили таких результатов.

Буквально через месяц Нацсовет без конкурса изменил лицензию, концепцию и владельца телеканала М2. На его базе создали новый информационный канал «Аргумент ТВ», который также связывают с людьми в окружении президента. Эксперты говорят: чем ближе выборы, тем больше может появиться таких вот региональных и небольших площадок, которые, впрочем, будут стабильно иметь свои 0,1–3% покрываемости аудитории. Немного, но все же что-то.

Кроме того, подконтрольным Зеленскому считают телеканал «Дом», который призван рассказывать о подконтрольной территории Украины жителям Крыма и неподконтрольного Донбасса, «пробуждать в них чувство единства и развенчивать мифы российской пропаганды». В комментарии УП бывшие работники этого СМИ отмечали, что политика телеканала — на 100% провластная. Экс-сотрудники говорили, что их просили как можно чаще вспоминать в новостях Зеленского, президентские программы, в особенности «Большое строительство», «Доступные кредиты 5-7-9%».

Сильного давления, заявляли они, не ощущалось, когда шеф-редактором был Алексей Мацука. Впрочем, сейчас он ушел с телеканала и пока не рассказывает, чем будет заниматься.

Интересно, что зона приема телеканала, призванного доносить повестку Банковой на неподконтрольные территории, едва доходит до Луганска. В Крыму он покрывает только север полуострова. Поэтому бытует мнение, что его хотят переформатировать на всеукраинскую платформу, к тому же об этом спокойно говорят на Банковой. Зеленский и сам в августе сказал, что «Дом» предназначен и для переселенцев внутри страны. То есть намекал на расширение вещания внутри страны.

Кроме того, по словам источников «Вестей», на Банковой обсуждали идею, что все важные эксклюзивы должны появляться именно в эфирах «Дома». Один из депутатов также рассказал нам, что медийным персонам в СН даже предлагали вести свои передачи (не обязательно информационные) на госканале. Более того, в «Слуге народа» нам отметили, что со следующего года на госканалах могут появиться узнаваемые лица.

«Сейчас в парламенте есть бывшие шоумены, ведущие, кавээнщики. Их главный капитал — узнаваемость. И почему не использовать эту узнаваемость на благо партии? В этом нет ничего противозаконного. Это поможет презентовать наши успехи из первых рук, а не через негативную призму каналов Ахметова, Порошенко и прочих», — рассказал один из депутатов монобольшинства.

Кроме того, об идее расширения вещания говорит и повсеместное появление наружной рекламы телеканала. По информации Dozorro, кампания обошлась «Дому» в 30 млн грн: 19 млн — на наружную рекламу, 6 млн — на интернет-рекламу и 5 млн — на рекламу на радио и в ТРЦ. При этом все закупки прошли без тендеров. Журналисты «Вестей» неоднократно фиксировали рекламу «Дома» в киевских супермаркетах. Что достаточно странно, учитывая направленность канала на неподконтрольные территории. Напомним, что телеканал спонсируется из бюджета (ежегодно на него тратится по несколько сотен миллионов гривен).

По словам медиаэксперта Ларисы Дроздовой, если власти все же решатся расширить вещание телеканала, с серьезными проблемами они не столкнутся. «Мы понимаем, что это государственный канал — создается он властью, никаких проблем не будет. Условно говоря, сейчас оформляется лицензия, и в течение месяца им разрешат вещать на всю Украину», — сказала она в комментарии «Вестям».

Согласно второму варианту, который, в принципе, и выходит из первого, на Банковой запланировали создание полноценного медиахолдинга, который будет под контролем ОП. Об этом последние несколько дней активно пишут СМИ.

В медиахолдинг должны войти телеканалы «Рада» и «Дом», неформально также может присоединиться «24 канал», который связывают с мэром Львова Андреем Садовым. Он, в отличие от других глав больших городов, в последнее время перестал критиковать президента. Наоборот, хвалит за «быстрый ум и погружаемость в детали обсуждаемых проблем». К слову, недавно на Конгрессе местных и региональных властей Садовому предложили возглавить Палату местных властей.

По словам спикера Руслана Стефанчука, «Раду» действительно ждет серьезный ребрендинг. По задумке, канал из узконаправленной платформы, которую смотрели, грубо говоря, журналисты и политологи, станет полноценным информационным ресурсом. На нем хотят делать ток-шоу.

Говорят, что консультации по реформированию «Рады» предоставляет медиаменеджер Алексей Семенов, который занимался созданием каналов NewsOne, «112 Украина», «Прямой».

Политтехнологи и медиаэксперты отмечают, что этот холдинг станет единой структурой и облегчит управляемость повесткой, которую хотят донести с Банковой.

«Я думаю, что в рамках создания такого холдинга не будет проводиться слияние редакционных подразделений, но появится некая надстройка над уже существующими руководящими структурами… Но очевидно, что это слияние будет дорогостоящим… Могу прикинуть, что затраты могут достигать плюс десятки, сотни миллионов гривен», — говорит «Вестям» политтехнолог Андрей Бодров.

Учитывая, что это будет переформатирование и создание госканалов, деньги возьмут из бюджета.

Борьба за электорат

Эксперты отмечают, создание подобного государственного холдинга отдаленно напоминает опыт соседней России, в которой за почти два десятилетия правления Владимира Путина самые рейтинговые телеканалы на 30–40%, а то и полностью принадлежат государству. Впрочем, пока что Зеленскому такое не грозит.

Лариса Дроздова уточняет, что создавать новые телеканалы или усовершенствовать существующие хотят под выборы.

«Это делается под выборы — три частоты, три разных аудитории объединятся в одну. Конечно, часть аудитории уйдет, потому что им, например, не будут интересны новые нарративы. Но, с другой стороны, количество аудитории хоть немного, но все-таки увеличится. Если лицензию дадут и расширят вещание на всю Украину — это будет шаг к предвыборной кампании», — считает эксперт.

Однако другие эксперты говорят, что идея создания сильного холдинга, который будет противостоять олигархическим СМИ, сейчас утопична. Информационные телеканалы, отмечает политтехнолог Катерина Одарченко, не охватывают большого процента аудитории.

«Можно плодить каналы, можно их усовершенствовать, укрупнять, но информация, которая идет через медиахолдинги Ахметова, Коломойского, Пинчука, все равно охватит 40%. А любой, даже самый лучший новый информационный телеканал охватит максимум 3%. Из этого можно делать выводы, кто диктует информационную повестку дня», — рассказала «Вестям» эксперт.

В тему: Покупает каналы, получает лицензии. Зеленский решил форсировать создание своей медиа-империи

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, Facebook, CONT, VK и ЯндексДзен — Только досье, биографии и компромат на украинских чиновников, бизнесменов, политиков из рубрики СКЛЕП!

Добавить комментарий